ДЕТСКАЯ ПРАКТИЧЕСКАЯ
Начало программы
30 сентября 2022г.
ПСИХОЛОГИЯ
— детский и семейный психолог,
— кандидат психологических наук

Опыт работы:
— психолог отделения экстренной психологической помощи, — педагог-психолог,
— преподаватель,
— автор книг и статей в области психологии семьи и детства.
Автор: Шелопухо Ольга Анатольевна
Кому подходит курс?
психотерапевтам, педагогам, воспитателям, дефектологам, логопедам, специалистам по корррекции поведения
семейным, начинающим и практикующим психологам, социальным работникам
студентам ВУЗов психолого-педагогических специальностей
любящим и интересующимся родителям
Формирование углубленных знаний в современной практической детской психологии.
Объяснение сложных вещей простым языком.
Цель курса
Эмоциональные состояния
Детские страхи
Психосоматика
Процесс взросления
Неврозы
Развод родителей
Психотравмы
Эмоциональные состояния и психологическая уязвимость
Особенности программы
  • понимание и решение трудного поведения детей
  • уважение к личности ребенка
  • признание безусловной ценности внутреннего мира
  • деликатность исследования его эмоций, интеллекта, поведения
  • формирование у детей сильных побуждающих жизненных мотивов
  • создание благоприятной среды для развития задатков и способностей
  • организация поддерживающих условий в семье
Теория
  • 27 графических и рисуночных методик
  • 15 классических методик
  • арт-терапевтические методы для работы с детьми (фигурки, цветовые карточки, картинки, кубики, якоря, метафорические карты, пластилин, кинетический песок и др.)
  • авторские упражнения для детей и подростков, для родителей
Методический материал
  • формирование целостного представления о этапах психического развития в детстве
  • расширение знаний о возможностях мозга и формирование психики от младенца до подростка
  • анализ закономерностей и особенностей психического развития в детские годы
  • изучение влияния детского опыта на взрослую жизнь
  • исследование роли родителей и семьи в формировании личности ребенка
Курс как терапия
  • моделирование сеанса работы с ребенком и родителями
  • формулирование гипотезы, проблемы, конфликта, дефицитарности
  • этапы построения терапевтического процесса с ребенком и родителями
  • исследование роли детско-родительских отношений
  • разбор и разъяснение клиентских случаев, практика проверенных стратегий консультирования
  • ответы на вопросы, обмен опытом
  • проработка собственных детских переживаний, поиск ресурсов
  • исследование проблем родительского опыта с собственными детьми
  • формирование позиции авторитетного и достаточно хорошего родителя
  • расширение профессиональных возможностей
  • участие в закрытом чате с коллегами
Практика
Ценность курса
По окончанию программы выдаётся удостоверение о повышении квалификации государственного образца на 297 ак.часов
После прохождения каждой ступени выдаётся сертификат государственного образца на 96 ак.часов
Эта программа для тех, кто планирует
  • развиваться в области детской и подростковой психологии
  • сформировать устойчивую профессиональную позицию во взаимодействии с детьми
  • понимать мир ребенка
  • устанавливать с детьми контакт на глубоком эмоциональном уровне
  • мотивировать детей на самоисследование и развитие
  • поддерживать эмоциональную стабильность в жизни ребенка и подростка
  • укреплять свою родительскую позицию по пониманию, принятию и дружбе с собственными детьми и внутренним ребенком

  • рисуночных, арт-терапевтических тестов
  • авторские упражнения
  • терапевтический опыт
Программа
Детская практическая психология состоит из:
3 ступеней по 3 модуля = 9 модулей
(знания + практика + авторские упражнения)
модуль - 3 дня (32 ак.часа)

  • базовая теория
  • психологические приемы
  • клиентские случаи

  • в каждый учебный день планируется авторское упражнение по теме
  • проведение «горячего стула»
  • поэтапный разбор терапевтических шагов (для ребёнка и для родителя)
I ступень
Основные содержательные блоки программы
1 модуль
1 ТЕМА.
Теоретические основы детской психологии.
Возраст, закономерности.
Периодизация по Э. Эриксону, З. Фрейду. Стадии развития по Ж. Пиаже, Л.С Выготскому.
Пренатальный и постнатальный периоды. Ребенок до рождения и психотерапия последствий психических травм. Травма рождения О. Ранка.
Типы, избирательность привязанности и влияние на развитие личности (Д. Боулби). Диагностика нарушений детской привязанности.

2 ТЕМА.
Первый год жизни.
Базисное доверие против базального недоверия.
Младенец, приглашение в жизнь.  
Порядок рождения и влияние на формирование личности: старший, средний, младший, близнец, единственный ребенок. Замещающий ребенок. Количество детей.

3 ТЕМА.
Раннее детство (от 0 до 3 лет): воля быть собой.
Автономия против стыда и сомнения.
Восприятие и сензитивность. Формирование базовых эмоций и их проявление.
Сиблинги, скрытая жизнь братьев и сестер: проявления, конфликты, недостатки и преимущества психологической позиции.
5 детских травм.

2 модуль
1 ТЕМА.
Дошкольное детство (от 3 до 7). 
Инициатива – против чувства вины.
Кризис негативизма или рождение личности 3-летнего. Ведущие психические процессы возраста. Эмпатия и уязвимость – нежный возраст. Правила развития мозга и поведения. Речь и мышление. Игра и влияние на дальнейшие периоды жизни. Ведущие психические процессы. Эгоцентризм и адаптация.
Золотой век рисования – методика анализа детских тестовых и спонтанных рисунков.

2 ТЕМА.
Мальчики и девочки – два разных мира.
Влияние эволюционных, социальных, воспитательных и семейных предписаний на психическое развитие и поведение мальчиков и девочек, формирование феминности и мускулинности. Стадии психосексуального развития детей. Эдипов комплекс и комплекс Электры по З.Фрейду, К.-Г. Юнгу, М. Кляйн и Э. Фромму. Факторы детского развития, влияющие на искажение процесса формирования женственности и мужественности, влияние на взрослую жизнь.

3 ТЕМА.
Младший школьник (7 – 11 лет).
Трудолюбие или чувство неполноценности.
Особенности кризиса 7-лет. Школьная жизнь. Роли в детском коллективе.
Тайный мир рисунка в диагностике и терапии, интерпритация: «Дом-Дерево-Человек». 
Кинетические и графические методы.

3 модуль
1 ТЕМА.
Пубертат – подростковый возраст (11 – 16 лет).
Идентичность против смешения ролей.
Психологические приобретения кризиса подросткового возраста. Ложное Я, подлинное Я.
Внешние проявления внутренних изменений. Сверстники и родители. Половая принадлежность и социальные роли. Компенсация по А. Адлеру. Автономия и симбиоз в подростковом периоде развития.
2 ТЕМА.
Психологические защиты у детей.
Теории психологических защит. Типы психологических защит у детей дошкольного, младшего школьного, подросткового возраста.
Автоматизмы и защитные поведенческие реакции.
3 ТЕМА.
Копинг-стратегии у детей с различными типами личности:
Чувствительный, тревожный, доминирующий, интровертированный, инфантильный, гармоничный тип.
Роль семьи и среды.
Диагностические методики, тест Силвер серия А и В.
II ступень
1 модуль
1 ТЕМА.
Эмоциональное развитие в детстве. 
Детские страхи.
Дневные и ночные, рациональные и иррациональные, возрастные и ситуативные.
Значение, диагностика, распространение. 

2 ТЕМА.
Эмоциональные нарушения и нарушения поведения.
Нарушения поведения возбудимого круга (агрессивность, расторможенность, вспыльчивость). Нарушения поведения тормозимого круга (боязливость, застенчивость, пугливость, робость, беззащитность, плаксивость, обидчивость). Детская ложь.
Синдром дефицита внимания и гиперактивности – СДВГ.
Источники психогений.
Диагностика и методы коррекции.

3 ТЕМА.
Работа с детским утратами и гореванием.
Эмоциональный стресс. Сложная жизненная ситуация.
Психическая травма: смерть близкого человека, развод родителей.
Методика Домики, Тест детской апперцепции.

2 модуль
1 ТЕМА.
Неврозы у детей и подростков.
Преморбидное своеобразие детей и подростков. Невротический конфликт при различных неврозах. Формирование невротического поведения: пол, возраст, темперамент, семейная иерархия, возраст родителей.
Тест Розенцвейга. Шкала невротизации А.И. Захарова.

2 ТЕМА.
Неврозы и неврозоподобные состояния.
Классификация, симптомы, причины.
Энурез, энкопрез, тики.
Психотерапевтические методы (Мясищев В.Н., Гарбузов В.И., Буянов М.И.)

3 ТЕМА.
Симптом у ребенка.
Заикание. Терапевтические шаги.

3 модуль
1 ТЕМА.
Психосоматические расстройства у детей.
Принципы и методы работы с психосоматическими проблемами у детей и подростков.
Разбор клиентских случаев.

2 ТЕМА.
Психологическая диагностика.
Психосоматика пищеварительной и дыхательной системы. Опорно-двигательного аппарата.
Характеристика, течение.

3 ТЕМА.
Коррекция расстройств психосоматического спектра у детей.
Психосоматика кожных заболеваний. Заболеваний органов зрения. Иммунной системы.

III ступень
1 модуль
1 ТЕМА.
Мама. Дочки-матери.  
Психология материнства. Роль матери в жизни дочери.
Типы ролевого поведения в паре мама-дочка (доминирование, манипуляция, соперничество, партнерство, содружество). Психологические типы матерей детей с неврозами. 

2 ТЕМА.
Мама и сын.
Сила материнских посланий, запретов, страхов и ограничений.
Формирование независимости, самостоятельности и мужественности.

3 ТЕМА.
Безусловная любовь и Любящая мама.
Материнская часть детского Я.
Исследование сценариев (К. Штайнер). Сказки, мифы, метафоры.

2 модуль
1 ТЕМА.
Отец. Папа и сын.
Психология отцовства. Значение фигуры отца в психической развития жизни ребенка от рождения до взрослости. Особенности отцовского воспитания для мальчиков и девочек. Ожидания матерей и реальность отцовского влияния. Отцовская часть детского Я.
Дары и ожидания, свобода и независимость. Любящий и заботливый. 

2 ТЕМА.
Папа и дочь.
Эффективность родительского взаимодействия в паре: отец и дочь. Анализ детского опыта семейных взаимоотношений и его влияние на сформированный образ Отца. Поиск ресурсов и создание внутренних позитивных моделей отцовства.
Методика «Подростки о родителях» (ПоР) – исследование отцовского и материнского профиля влияния.

3 ТЕМА.
Замещающие родительские фигуры.
Бабушка, дедушка, отчим, мачеха. Сводные братья и сестры. Конфликты и послания.
Психодиагностические возможности рисунка и специфика использования в работе с детьми и подростками.
Алгоритм свободного рисования, проведение и интерпретация тестов: «Несуществующее животное», «Кактус».
Методика: «Реальная семья и Идеальная семья». Диагностика и интерпретация.

3 модуль
1 ТЕМА.
Семейная система.
Структура семьи: история, мифы, тайны, правила, роли и границы. Влияние семьи на невротический симптом у ребенка. Семейный диагноз как проявление семейной дисфункции.
Тестовые задания: «Рисунок семьи», «Три дерева» - интерпретация.

2 ТЕМА.
Симптом у ребенка.
Методы исследования и инструменты психологической работы с детьми и родителями: анализ детско-родительских отношений в семье, выявление взаимосвязи с невротическим симптомом у ребенка, определение причин возникновения, коррекция дисфункции семейного влияния. Роль отца и матери в создании и стабилизации симптома у ребенка.
Семейная психотерапия (Э.Г. Эйдемиллер).
Серийные рисунки. Тест: «Человек под дождем» - психологическая диагностика и построение гипотезы. 

3 ТЕМА.
Идентичность психолога.
Личные качества и профессиональная толерантность.
«Портрет психотерапевта». Авторские упражнения.

II ступень
1 модуль 30.09 - 01.10.2022г.
2 модуль 21.10 - 23.10.2022г.
3 модуль 25.11 - 27.11.2022г.
I ступень
III ступень
1 модуль 16.12 - 18.12.2022г.
2 модуль 13.01 - 15.01.2023г.
3 модуль 03.02 - 05.02.2023г.
1 модуль 10.03 - 12.03.2023г.
2 модуль 07.04 - 09.04.2023г.
3 модуль 19.05 - 21.05.2023г.
Расписание
© 2022г. Детская практическая психология